Река Большой Юган и её притоки впервые были заселены людьми в далёкой древности. Самые ранние из известных на сегодняшний день памятников археологии относят к эпохе энеолита (III тыс. лет до н.э), есть на Югане поселение с материалами эпохи бронзы (III-II тыс. до н.э — VIII в.до н.э), памятники, отнесены к раннему железному веку (VIIIв до н.э — IV в. н.э.), памятники эпохи средневековья (IV — XVI вв.).
Богатые дичью леса, ещё более богатые рыбой воды, возможность прятаться от врагов в урмане и отражать их нападение на высоких, хорошо защищённых террасах делали этот район весьма привлекательным для жизни человека древности.
Всего на сегодняшний день археологам известно более 300 поселений, расположенных на р. Большой и Малый Юган, их притоках и старицах. Картографирование памятников в бассейнах рек Большой и Малый Юган позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, большинство из них расположено по берегам небольших рек, проток и стариц, что в целом характерно для Западной Сибири. Во-вторых, памятники располагаются крупными археологическими комплексами, что подтверждает факт хозяйственного использования богатых промысловых угодий из поколения в поколение. Одиночные памятники представлены в основном средневековыми городищами (которые выполняли роль военных городков и располагались на местах, выгодных больше с точки зрения фортификации, нежели удобных в хозяйственном отношении) и промысловыми объектами.
Проникновение русских в Сибирь началось с северного Зауралья. Уже в XI — XII вв. сюда ходили ватаги новгородцев, которые выменивали у местного населения меха, давая взамен железные изделия. За ними шли военные отряды, собиравшие дань.
Недалеко от современного Угута располагалась крепость Мункысь-урий — твердыня угорского князя Тоньи. Воевавший с пришедшими за ясаком казаками Тонья — историческая личность, воспетая в песнях и легендах. По легенде казаки пришли на Юган за данью, но Тонья, который сам брал налоги со своих соплеменников, отказался платить и выстроил крепость Мункысь-урий. В нём он выдержал две осады, но когда казаки стали стрелять горящими стрелами, городок сгорел, а Тонья бежал. Легенды по разному толкуют дальнейшую судьбу богатыря, но во всех вариантах он скоро гибнет.
История Тоньи — это олицетворение истории колонизации края, точка, в которой пересеклись судьбы двух народов, а для Сибири наступила эпоха российской государственности.
В XVII в. влияние Москвы на этой территории ограничивалось строительством крепостей (Тюмень, Тобольск, Сургут) и сбором ясака. Реальное освоение Сибири связано не столько с воеводами и сборщиками ясака, сколько с купечеством. Привозные товары, прежде всего, хлеб, соль, оружие, гвозди и ткани охотно покупались местным населением. Специально для аборигенов в Тобольске заготовляли украшения — нашивки, пряжки, подвески, по виду напоминающие те, что отливались здесь в древности. Первоначальный товарообмен предметов промышленного производства на меха постепенно сменился настоящей торговлей. Магазины организовались даже в самых отдалённых юртах, появились и местные купцы. Во второй половине XIX в. на Югане торговали жители д. Юган Н.П. Тетюцкий и Г. Федулов, в удачный год собиравшие по 300 соболей.
Христианизация края началась с приходом на эту территорию русской государственности. Политика христианизации носила в разное время разный характер — то поощрение новокрещёных, то преследование язычников. Так в начале XVIII века новокрщёным прощали ясачные долги, награждали деньгами и одеждой. Во второй половине века язычников преследовали, насильственно крестили, сжигали их идолов.
Несмотря на то, что к 40-м годам XVII веке среднеобское население в основном перешло в православие, истинная христианизация шла медленно. Редкое общение подавляющей части новой паствы со священниками привело к тому, что многие ханты, принявшие крещение, оставались в быту язычниками, а зачастую христианский Бог оказывался включён в местный пантеон богов. В святых лабазах дремали укутанные платками идолы, на киотах стояли иконы, украшенные позолоченными окладами. В радости и в горе обращались ханты XIX века равно к старым богам и к русским святым. Особенно часто встречалась на Югане икона Николая чудотворца — приглядывавшего, по мысли ханты, за юганскими юртами.
В метрических книгах церквей Сургутского уезда поселение Угот-погул, что можно перевести как юрты Уготские, упоминается с 1809 года.
Рыбная речка Угут-сап давала приют людям ещё во времена глубокой древности. четыре тысячи лет назад здесь ставили свои зимние дома древние угры. Они ловили рыбу, ходили в урман, добывали зверя и птицу. Полноводные воды реки Большой Юган служили им транспортной магистралью, связывающей жителей самых отдалённых родов. Раз в году они объединялись для совместного лова рыбы на обских сорах, а зимой расходились по родовым угодьям.
По легенде в том месте, где впадает в Юган небольшая речушка, лежал давным-давно огромный камень. Откуда он взялся среди мелколесья, болот да песков, никто не знал. Но уже тогда старые мудрые ханты говорили, что настанет время, придёт сюда самый сильный на земле человек, поднимет этот камень, найдёт под ним бумагу, на которой написано, как сделать жизнь ханты счастливой, прочитает и сделает жизнь ханты счастливой . Но проходили годы, всё меньше и меньше становился камень — воды вымывали из-под него песок, и он глубже и глубже уходил в землю. И вот совсем уже нет того камня, и осталась только память о нём в названии того места, где когда — то шумели, говорили воды — Угут-Сап — «на перекате речка».
С приходом русских инородческие юрты были включены в административное деление Российского государства. Юрты Уготские, как и все поселения на реке Большой Юган, были отнесены к Сургутскому уезду Тобольской губернии. В 1809 году в них проживали: «Михайло Петровъ Кельминъ, жена ево Параскева Степановна, дети ихъ Мария, Анна, Андрей, подворъникъ их Иванъ Потаповъ Кельминъ».
Во второй половине XIX века в Сургутском крае для снабжения инородцев мукой было учреждено девять казённых хлебных магазинов, из них — один в юртах Уготских.
Для далёких хантыйских юрт мало что изменилось с приходом советской власти. Однако даже сюда долетали слухи о мятежах и военных столкновениях. Юганские ханты хорошо помнят и «красных», которых они по-своему называют вырд ях («красный народ»), и белых нэйви ях («белый народ»), и даже Колчака, который «по Югану ездил, а в Сургуте очередь пулемётную пустил, его и взяли».
Последний этап Гражданской войны в Сибири — Западно-Сибирский кулацко-эсеровский мятеж так же не прошёл мимо Югана. В 1921 году в деревне Юган убита комсомолка Саша Новосельцева, а группа колчаковцев, спасаясь от отрядов красных занявших Сургут, на трёх лодках поднялась по Малому Югану и ушла через болота в Томск.
С 1922 года начинается активное включение местного населения в орбиту советской власти. В 1924 году жители с. Юганское Кондаков А.И., Когончин М.Ф., Коробов А.М. организовали первые советские торговые точки в отдалённых национальных пунктах юганского сельсовета, в том числе и в Угутских юртах. Это были фактории Уралгосторга, где принимались пушнина и продавали товары, необходимые для жизни охотников-ханты.
25 октября 1929 года в юртах Угутских образован Угот-юганский туземный районный совет, подчинявшийся Сургутскому райисполкому. С этого момента исчисляется современная история села Угут.
В 1929 году из г. Сургут привезли дом купца Тетюцкого, в котором расположилась школа. 9 августа 1930 года зав. школой Панкин А.Д. делает доклад «об эксплуатации детей-сирот кулацко-шаманской верхушкой из числа туземного населения», после которого было принято решение «изъять детей из юрт» и поселить в школе-интернат. Родители детей оказывали сильное сопротивление, увозили детей в урман, однако постепенно пропаганда Всеобуча сделала своё дело. К 1933 году в школе обучалось 47 детей. четверо учителей вели уроки с помощью переводчика, а потом сами освоили язык ханты.
7 января 1929 года было принято Постановление бюро Сургутского райкома партии о строительстве больницы в Угуте. В начале лета 1930 года из Увата по реке доставили сруб типовой больницы. Её долго ещё называли в деревне «уватской», а многие строители завели здесь семьи и остались в Угуте.
Для учителей и врачей, приехавших из Сургута, построили необходимое жильё, хотя даже по тем временам оно было весьма скромным. По воспоминаниям Слинкиной К.А., приехав зимой 1930г. в Угут работать уборщицей в заготовительной лавке, она жила в семье заведующего, исполняя обязанности домработницы. Когда в 1932 году., Клавдия Алексеевна вышла замуж, то молодая семья расположилась отдельно: «на берегу реки вырыли землянку на две комнатки, укрепили стены и потолок брёвнами, обшили досками, выложили битую (т.е. из самодельного необожжённого кирпича) печку».
Летом 1933 года в Угут доставили первых спецпереселенцев: семьи Белкиных, Пыхтеевых, Терлеевых. Людей расселили по избам местных ханты. Ханты почти не говорили по-русски, русские совсем не знали языка ханты. Первыми стали понимать друг друга дети, в сложных случаях они стали переводчиками у взрослых. Спецпереселенцев определили на работы по лову рыбы и заготовке древесины, которая началась в 1934 г. в Лейковском сосновом бору.
Население села постепенно росло. Охотники, строители, лесорубы, учителя, врачи, приезжая в Угут немного подзаработать, оставались на постоянное место жительства. Начинает развиваться инфраструктура села.
В 1934 году было открыто Угутское отделение связи, выходившее на связь с Сургутом с помощью рации. Корреспонденция доставлялась на лодках летом и зимой на лошадях вплоть до 1966 года, лишь тогда гужевой транспорт сменила авиация.
В 1935 г. организуются детские ясли, куда брали детей с 3-х месячного возраста, а после войны (в 1947г.) и детский сад.
Для организации досуга и культурно-массовой работы среди туземцев в том же 1935 году в Угуте был организован Красный чум. При Красном чуме по инициативе комсомольца Николая Кайдалова была организована изба-читальня. Активисты выезжали с концертами в юрты по р. Большой Юган. в рукописной истории села, составленной Н.А. Кулешовой, говорится, что в 1937г. избой-читальней заведовала учитель Нина Ивановна Могилёва, здесь были организованы три кружка: драматический, самообразования и пушной.
В начале тридцатых готов в юртах Таурова была открыта Тауровская промыслово-охотничья станция. В 1937 году контора Тауровской промыслово-охотничьей станции была перенесена в Угут.
В 1940 году в Угуте открыли специальное отделение Кондинского экстрактно-варочного завода. Собирали чернику, голубику, смородину, бруснику, клюкву и в специальной таре водным путём, а зимой на лошадях отправляли в Нахрачи (с. Нахрачи в прошлом- центр Кондинского района).
22 июня 1941 года Советский Союз вступил во вторую мировую войну. За 4 года Великой Отчественной войны Советский Союз понёс невосполнимые человеческие потери — более 26 млн.человек. Из Угутского сельсовета на фронт ушли больше сорока человек. 21 человек не вернулись — их имена увековечены на гранитном мемориале установленном в центре с. Угут.
Фронтовики, прошедшие войну и вернувшиеся к своим семьям, прожили разные жизни — короткую, как В.П. Кнезьянов, умерший в сентябре 1945г. в возрасте 25 лет, или напротив, долгую и плодотворную, как ушедшие в 2004г. Косарев Н.Е. (в возрасте 94 лет) и Фомин Василий Захарович (93 года).
Из прошедших войну ветеранов сегодня в селе живёт лишь один — Кулешов Иван Степанович, которому в сентябре 2010 года исполнился 91 год. Войну Иван Степанович встретил на самой границе Советского Союза в первые её часы. Он служил в артиллерийских войсках, стоявших в Прибалтике. За войну Кулешов И.С. получил 4 ранения. Он участвовал в артподготовке Сталинградской битвы, в боях за Белоруссию и освобождение Варшавы, дошёл до Берлина.
В тяжёлые военные годы посёлок жил заготовкой рыбы, пушнины и ягод. Сюда же расселяли эвакуированных. Им в первую очередь предоставляют работу, увольняя собственных сотрудников. Считалось, что ханты, вернувшиеся в юрты, всегда сможет прокормиться, в то время как эвакуированным горожанам без рабочей карточки грозила верная смерть.
В годы войны Угут становится местом расселения репрессированных немцев Поволжья и казаков. По воспоминаниям М.П. Слинкина, он был бригадиром на рыбзаводе, спецпереселенцы под его началом работали на одном из озёр близ Угута. После войны им было разрешено уехать из Сибири.
Мирная жизнь началась в тяжёлых экономических условиях. Уровень благосостояния средней семьи приближался к бедности. Жили за счёт продуктов с приусадебных участков и, конечно же, рыбы.
В 1951 году на территории Угутского сельсовета появляются 5 колхозов, центральные усадьбы которых располагались в исторически сложившихся населённых пунктах коренного населения. Колхоз им. Сталина в п. Угут, колхоз им. Ворошилова в д. Кинямина, колхоз им. 1-го Мая в д. Каюкова, колхоз им Кирова в д. Тайлакова и колхоз им. Розина в д. Таурова. Колхозы были ориентированы на традиционное для этих мест промыслы: пушзаготовка, рыбодобыча, сбор дикоросов, кроме того занимались звероводством и сельским хозяйством.
В 1964г. после реорганизации колхозов Тауровское (с 1976г. — Угутское) ПОС было переименовано в промыслово-охотничье объединение (ПОХ) подчинявшиеся Сургутскому кооперативному зверопромысловому хозяйству (КЗПХ) Тюменского «Облрыболовпотребсоюза».
На долгие годы Угутское ПОХ становится основным предприятием, обеспечивающим жизнь посёлка. В обязанности ПОХа входило обеспечение охотников и рыбаков средствами производства (сети, лодки, контейнеры для хранения добычи, ружья, патроны), продуктами питания, транспортировка охотников и рыбаков на места лова и охоты, вывоз добытой продукции для дальнейшей её переработки в г. Сургут.
Дополнительными производствами являлись заготовка и переработка древесины, растениеводство (выращивали картофель на площади в 1 га.), скотоводство, выработка электроэнергии в с. Угут, д. Каюково и д. Таурово, содержание общественных бань в с. Угут и д. Каюково, производство сувениров в с. Угут. На отделении лежала обязанность подвозки на лошадях воды от колонок к домам жителей, заготовка дров для печей и продажа населению. Молоко отпускалось школе-интернату, детскому саду и детским яслям.
В первой половине XX века основным нефтедобывающим регионом СССР была Башкирия. Западная Сибирь рассматривалась лишь как возможный регион нефтедобычи. Война прервала разведочные работы в Западной Сибири, но уже в в 1947г. они были возобновлены, а в 1953г. в Берёзово была добыта первая нефть.
В 1963 году в селе Угут появилась первая сейсмологическая партия № 17 Ханты-Мансийской геофизической экспедиции. Началась разведка нефти на прилегающей к селу территории. В 1965 году смонтировали первую буровую. Угутское месторождение нефти было открыто в 1984г., а в 1988г. начата опытно-промышленная эксплуатация НГДУ «Майскнефть» ПО «Юганскнефтегаз». Нефтепромысел оказал существенное влияние на судьбу региона и посёлка. В годы запуска в эксплуатацию угутских месторождений посёлок значительно (более чем в два раза) вырос и по площади и по численности населения. Открытие в 1984 году — Западно — Угутского, в 1985г. — Угутское, в 1986 г. — Киняминского и в 1990г. — Среднеугутского месторождения нефти дают жизнь посёлку сегодня. Более половины всех жителей села связаны с нефтедобычей. Нефтеразработками обязан современный Угут своему развитию, тем, что затерянные в тайге юрты стали точкой, которая обозначена на всех картах России.
Строительный бум охватил Угут в 1970-е годы. Сюда приезжали выпускники советских ВУЗов. Их влекла романтика свойственная «поколению целины». Маленький посёлок на берегу реки разрастается стремительными темпами. Появляются целые улицы новостроек для учителей, геологов и других специалистов.
В 1970г. Угутская школа становится десятилетней, а два года спустя состоялся первый выпуск десятого класса. Штат учителей формируется из выпускниц Тобольского педагогического института. Приехав по распределению на 3 года отработки, многие из них на всю жизнь остались в посёлке, сформировав костяк местной интеллегенции.
В 80-е годы Угут растёт и развивается. В селе полностью развитая инфраструктура. Два магазина, аэропорт, школа, детский сад, клуб и музей.
Угутский краеведческий музей был открыт в 1979 году, как филиал окружного Ханты-Мансийского краеведческого музея. Возглавить народный музей было, предложено Бахлыкову Петру Семёновичу, личная этнографическая коллекция которого и составляла фонды новорожденного музея. В 1981г. под Угутский музей выделили старое здание детского сада. Директор своими руками смастерил витрины, масштабные макеты, создал прекрасные диорамы природы. Благодаря энтузиастам своего дела, музей становится главной достопримечательностью села.
Численность населения постоянно растёт. Труднодоступность села, отсутствие дороги, а соответственно и круглогодичного доступа к районному центру — главная проблема села. Полвека она решалась с помощью малой авиации. Ещё в 1965-66 годы была оборудована площадка. В Угут летали самолёты АН-2 — знаменитые «кукузники».
Экономический и политический кризис 90-х больно ударил по жителям села. Геологи сократили экспедицию, людям пришлось устраиваться в другие организации. Многие нефтяники, работающие по вахтам, предпочли перебраться на Север из Центральной России и бывших республик Советского Союза. численность населения постоянно увеличивалась, а поставки продовольствия стали резко сокращаться.
Производитель самолётов АН-2 Украина стала независимым государством. Покупать запчасти для «кукурузников» за доллары оказалось чересчур дорого, и Сургутский аэропорт полностью снял АН-2 с рейсов. Малую авиацию заменили вертолётами МИ-8. Рыночные цены на авиатопливо оказались столь высоки, что вместо прежнего регулярного сообщения пришлось вырабатывать новые графики полётов. Три рейса в неделю на протяжении шести месяцев в году — всё, что могли себе позволить угутяне. В такой ситуации необходимость завершения строительства постоянной автодороги г. Пыть-Ях — с.Угут встала очень остро.
В 1999 году обанкротился Сургутский КЗПХ. Закрылось и его Угутское отделение. Ханты и русские охотники остались без работы. Ферма ПОХа была полностью растащена, лесопилки закрыты.
Переход на рыночные отношения больно ударил по обывателям. Многие организации перестали существовать, некоторые сменили формы собственности, но не смогли пережить кризис. Ханты объединились в национальные общины, появились мелкие предприниматели. Новое предприятие ООО «ЮганСтройТранс», основанное в 2002 году разворачивает свою основную производственную площадку в Угуте. Создаются новые рабочие места.
Сегодня жизнь посёлка обеспечивают более 20 организаций — крупных, с сотнями сотрудников, таких как школа, больница, ЦДНГ и совсем маленьких с двумя-тремя работниками.
Река Большой Юган до сих пор связывает посёлок с крупными городами района и округа, она же объединяет разрозненные юрты юганских ханты и посёлок в единую административную единицу — сельское поселение Угут.
Материал подготовила: Фефилова Т. Ю. Жизнь на Югане: предварительные данные по истории села Угут // Бахлыковские чтения – 2011: Материалы региональной научной конференции, посвященной 80-летию угутского краеведа П. С. Бахлыкова (28 – 30 марта 2011 г.). Сургут, 2012. С. 59-67.